Деятельность Молдавского металлургического завода полностью открыта

После громких скандальных заявлений о заводе «Биохим», компаний «Энергокапитал» и «НЭК», «эстафетная палочка обвинений» вновь перешла в адрес Молдавского металлургического завода.

На этот раз в центре внимания оказались результаты контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой по поручению Верховного Совета. Информация была представлена в ходе заседания парламента в закрытом режиме. Среди основных выводов – неэффективный менеджмент завода, а также большие убытки предприятия, ставшие следствием изменения схемы сбыта продукции и поставок лома.

Руководство завода с выводами контрольного органа не согласилось, в виду чего обратилось в адрес Правительства с просьбой проведения служебной проверки. Также сегодня на площадке ММЗ состоялось расширенное собрание, в котором приняли участие руководители и коллектив завода, депутаты, представитель Счетной палаты и средства массовой информации. В открытом доступе были представлены данные о работе предприятия в 2015 – 2016 гг. Присутствовали на встрече Глава Правительства Павел Прокудин и министр экономического развития Дмитрий Болтрушко.

Менеджмент предприятия подготовил подробные доклады и презентацию для того, чтобы разъяснить многие вопросы, которые витают в воздухе. Для представления полной картины, была озвучена информация о деятельности завода на протяжении последних 4 лет, ситуации на момент ухода крупного российского инвестора, и с каким багажом долгов завод перешел в госсобственность.

По словам Дмитрия Болтрушко, руководством ММЗ было принято решение не выносить на суд широкой общественности сведения о деятельности завода, которые могут быть использованы конкурентами. Однако, в виду непрекращающихся громких обвинений на некоторых высоких площадках, решили не порождать новые слухи и разложить, как говорится, по полочкам, что было, что есть, и чего ждать.

«Я бы прислушивался к критике, если бы она была разбавлена какими-то положительными делами, если бы были предложения. Когда рисуют только черными красками, только одним цветом, объективную картину показать невозможно», – отметил Павел Прокудин.

Итак, в 2013 году собственник, тогда еще компания «Металлоинвест» обратился за предоставлением заводу господдержки. В соответствии с законом была проведена независимая аудиторская проверка, которая показала, что предприятие находится в предбанкротном состоянии. Заводу была оказана господдержка, масштабы которой сопоставимы с оказываемой сегодня, пояснил министр экономического развития.

«И, несмотря на это, в конце 2014 года собственник все же принял решение уйти из республики. Социальный проект, которым называли завод с 2008 года, не было возможности дальше обеспечивать. На тот момент было два варианта: либо завод закрывают, либо государство берет на себя этот социальный проект. Выбор не велик, учитывая значимость завода для республики», – рассказал в свою очередь глава Минэкономразвития.

Как подчеркнула и.о. финансового директора ММЗ, завод в госсобственность перешел со значительными долгами. Еще с 2013 года на предприятие поставлялся лом, за который не были произведены расчеты. Новым руководством был принят ряд управленческих решений, которые позволили снизить себестоимость готовой продукции на 39,5% за 2015 год, проведены мероприятия по оптимизации затрат. Также в прошлом году было произведено 429 тысяч тонн стали, что на 24,8% больше, чем в 2014 году.

При госуправлении долги удалось не только погасить, но и привлечь товарный кредит на 140 млн. долларов. К тому же, благодаря договорным обязательством между ММЗ и фирмой «Тирас Мет», которая закупала металлолом для предприятия, удалось сэкономить более 7 млн. долларов. «Пикантности» деятельности ММЗ внутри и за пределами республики добавляла непрекращающаяся огульная критика в адрес предприятия. По словам замгендиректора металлургического завода Сеймура Ахундзада, постоянное нагнетание обстановки вокруг завода привело к приостановлению кредитной линии инвестором. В результате было освоено всего 91 млн. долларов.

Другие трудности появились откуда не ждали. Украина приняла решение увеличить размер пошлины на экспорт лома черных металлов, используемого заводом в качестве сырья, с 10 до 30 евро за тонну. Отрицательное значение оказала и цена на прокат во всем мире, которая в 2015 году упала в 2 раза. Таким образом, разница между ломом и прокатом сократилась до минимальной отметки.

Председатель Правительства отметил, что такого кризиса наша экономика еще не испытывала. «Если бы хоть один металлургический завод в мире показал в этих условиях устойчивый рост, тогда можно было бы действительно говорить о том, что кто-то плохо работает. Если в металлургической отрасли во всем мире минус, как можно требовать рост?» – задался вопросом Премьер.

Категорически не согласны на ММЗ и с заключением Счетной палаты о том, что «закупка осуществлялась ниже рыночных цен». По мнению менеджмента завода, контрольный орган брал за основу среднерыночные цены, но не учитывал условия поставки, то есть конечное место, город, страну, континент.

После полно и всесторонне предоставленной информации руководством завода, перед присутствующими выступил бывший директор ММЗ Анатолий Белитченко. Он, среди прочего, заявил, что в сложных условиях и при тех затратах, которые понесло государство, нужно было остановить завод, и лишь направлять средства на выплату заработных плат.

О том, как лучше было поступить Правительству: просто платить зарплату заводчанам с февраля 2015 года по сегодняшний день или выискивать оборотные средства и давать заводу возможность работать, рассказал Дмитрий Болтрушко. Он, как говорится, «на пальцах» показал два возможных варианта. По его словам за 2015-2016 год на выплату зарплат было направлено порядка 300 млн. рублей. Если бы предприятие простаивало, государству необходимо было где-то изыскать эти средства, выдать людям деньги, при этом порядка 90 млн. рублей вернулись бы в бюджет в виде налогов. При втором варианте – нынешнем – оказания господдержки, объем кредитования составляет порядка 200 млн. рублей. Таким образом, завод осуществляет свою деятельность, финансирует зарплаты работникам и уплачивает налоги. Из этих средств в виде налоговых поступлений от деятельности предприятия в бюджет вернулось бы около 115 млн. рублей.

«Получается, в первом случае мы бы затратили 210 млн. рублей, а во втором – 85 млн. Это простая математика. Я уже не говорю о том, что значит для предприятия полтора года стоять, терять традиционные рынки сбыта, которые потом трудно вернуть. Да, сложная ситуация, приходится работать с перебоями, но завод работает. И за это время сокращено всего 150 человек и то из административно-управленческого персонала», – добавил министр.

Безусловно, на встрече не обошлось и без критики в адрес руководства республики о намеренном вытеснении российского инвестора. Для окончательного прояснения ситуации, по словам Павла Прокудина, Правительство направило письмо в адрес металлургического холдинга «Металлоинвест», с просьбой прокомментировать причины ухода российской компании из Приднестровья, насколько правдивы обвинения в его «выдавливании» с предприятия.

«Бизнес устроен так: выгодно – не выгодно. Если государство сегодня несет ответственность, перед вами и вашими семьями, понимая, что нельзя завод останавливать, то для абстрагированного бизнесмена во главу угла ставится прибыль», – добавил Глава Правительства.

В ходе собрания было озвучено решение Совета директоров ММЗ о дальнейших планах работы предприятия. Они оптимистичны – на сегодняшний день ценовая политика на рынках металлургии стабилизировалась и можно делать среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Кроме того, на заводе постоянно будет находиться один из представителей Совета, который будет общаться с заводчанами, делиться с ними видениями и предложениями.

«Никто в республике не хочет, чтобы металлургический завод остановился. Я весной сказал, что если не будет ММЗ, не будет и республики. За полгода ничего не изменилось. Давайте с надеждой смотреть в будущее и все у нас получится», – заключил Павел Прокудин.

Пресс-служба Правительства ПМР