Молдавский металлургический завод работает и отгружает продукцию. Руководство ведет переговоры о закупке сырья. Весной должна заработать печь, говорят на ММЗ. И это несмотря на то, что сейчас сложная ситуация в отрасли. Аналогичные рыбницкому предприятия закрываются, простаивают, сокращают производство. Молдавский металлургический завод впервые с 2008-го года выплавил почти 430 тысяч тонн стали.
Сталевар Владимир Чорба – непосредственный участник первой плавки на ММЗ более тридцати лет назад. Владимир Чорба вспоминает прошлый год. Говорит, такой активной производственной деятельности на заводе давно не было. В 2015-м ММЗ выплавил почти 430 тысяч тонн стали. Это самый высокий показатель с 2008-го года: «В прошлом году, я считаю, завод работал отлично».
Благодаря усилиям нового руководства завода в прошлом году предприятием был получен товарный кредит в виде поставок лома черных металлов. Его общая стоимость составила более чем 140 миллионов долларов. Весь год на завод шли грузовые поезда и машины с ломом. Его накопилось столько, сколько не было последние семь лет.
Генеральный директор ММЗ Талгат Байтзаиев в интервью Первому Приднестровскому телеканалу рассказывает: «Когда мы пришли, себестоимость была порядка 300 долларов, только себестоимость. Мы сэкономили, и на сегодняшний день себестоимость составляет 120-110 долларов».
Это удалось сделать во многом благодаря пересмотру и оптимизации затрат. Завод отказался от услуг посреднических структур и уменьшил расходы. Только коммерческие и общеадминистративные расходы удалось сократить на сумму более тринадцати миллионов долларов.
Подручный сталевара ММЗ Вадим Киларь отметил, что новое руководство завода показало себя с довольно хорошей строны. «Много чего интересного для людей сделало и на печном участке, и на других участках. Задержек по зарплате не было», – подчеркивает Вадим Киларь.
Именно сохранение трудового коллектива – основная задача, которую поставил сам Президент Евгений Шевчук перед новым руководством ММЗ. С реализацией этой задачи успешно справляются: на заводе трудятся 2,5 тысячи человек. Хотя, как признается сам гендиректор Талгат Байтазиев, по европейским меркам на таком заводе должны работать не более тысячи человек.
Молдавский металлургический завод – экспортно ориентированное предприятие. ММЗ производит столько продукции, сколько не в состоянии поглотить внутренний рынок. Поэтому практически всё, что изготавливает ММЗ, отправляют за пределы страны.
Технический директор ММЗ Александр Боштанар подчёркивает: «Осуществляем отгрузку готовой продукции. Есть веяния в республике, что куда-то вывозится готовая продукция ММЗ. Она не вывозится, она отгружается потребителям согласно договорам, контрактам».
О качестве продукции завода знают во многих странах мира. Есть интересный пример: выплавленный на Молдавском металлургическом заводе трос использовали при восстановительных работах на Останкинской телебашне после пожара в 2000-м году.
Отгрузка продукции Молдавского металлургического завода сейчас осуществляется в круглосуточном режиме. Важно отметить, что в прошлом году предприятие вышло на семь новых рынков сбыта. Австрия, Болгария, Венгрия, Грузия, Сербия и Словакия – это страны, куда ранее не поставлялась продукция ММЗ. Руководство предприятия прилагает все усилия, чтобы удержать ранее завоеванные рынки сбыта. А ведь конкуренция крайне высока: аналогичную металлопродукцию производят в ряде стран СНГ, Турции и Китае. И когда в прошлом году ММЗ наращивал объемы производства, в 66 странах мира сократилась выплавка стали. Такая же ситуация прогнозируется и на текущий год.
На неделе центральный банк России распространил документ, в котором говорится о ситуации в металлургии. На внутреннем рынке России в ближайшем будущем ожидается дальнейшее снижение спроса на сталь, по разным оценкам, до 3-10% в этом году, отмечают специалисты центробанка. По оценкам экспертов, сложная ситуация на рынке металлургической продукции сохранится в ближайшие год-два.
Российский экономист, статистик, публицист Михаил Хазин отмечает: «Меняется структура спроса. Меняется структура производства, потому что крупные заводы становятся нерентабельными. Это одна из проблем Украины, которые 25 лет не вкладывались в обновление. Это очень сложная отраслевая задача. При этом меняются процессы в экономике мировой. Падает спрос. Отсюда, соответственно, падает рентабельность производства металлургии. Но может оказаться, что для малых предприятий это плюс, а не минус».
Основными факторами, влияющими на динамику мировых цен в прошлом году, являлись перепроизводство железорудного сырья и низкие цены на него в мире. Отмечено перепроизводство металла в Китае. Это стимулировало «Поднебесную» к увеличению экспортных поставок.
Как отмечает российский востоковед и экономист, президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский, руководители двенадцати крупнейших металлургических и горно-обогатительных комбинатов Украины официально обратились к украинскому правительству, заявив о реальной угрозе прекращения работы металлургической отрасли Украины: «Украинская металлургия – одна из крупнейших отраслей в Европе, крупнейшая из отраслей в Советском Союзе».
Металлурги призвали правительство Украины ввести мораторий на повышение грузовых железнодорожных тарифов до стабилизации ситуации на мировых рынках металла и железорудного сырья. В противном случае, по мнению руководителей горно-металлургической отрасли, экономику Украины ожидают «крайне негативные последствия».
Евгений Сатановский: «Транспортные расходы украинских компаний значительно превышают затраты их конкурентов из близких к Украине стран, Австралии, Бразилии и других. А министерство инфраструктуры Украины им еще повышает тарифы на грузовые желдорперевозки».
Борется с трудностями и вызовами внешних рынков и Молдавский металлургический завод. Цены в мире на сортовой прокат снижаются, говорит генеральный директор Талгат Байтазиев. Одна из причин – обвал национальных валют в странах-производителях: Турции, Украине, России и Белоруссии: «Разница между готовой продукцией и заготовкой, даже не заготовкой, а лома, составляет всего лишь 80 долларов. На это никто не смотрит. Раньше составляло по 300-400 долларов».
В сталеплавильном цехе – временное затишье. Здесь проводят ремонт оборудования. Готовятся к запуску производства.
«Мы в стадии ремонта, подготовки, так как в ожидании контракта, его заключении по металлолому. Ждем, пока Украина нам выделит квоты. В данный период занимаемся конкретно ремонтом печи, производим подготовительные мероприятия. Плюс всех агрегатов, расположенных на печном участке», – рассказал старший мастер печи ММЗ Денис Сапрыкин.
Традиционно в зимний период ММЗ снижает активность. Сейчас предприятие в ожидании лома. Этого сырья пока заводу не хватает. Руководство ведет переговоры по закупке в Приднестровье, Молдове и Румынии. Требуется около сорока тысяч тонн, чтобы продолжить выплавку стали. «Мы продолжаем работать. Сейчас идут договоры о закупке металла. Я считаю, что договоры будут плодотворно заключены», – отметил генеральный директор ММЗ Талгат Байтазиев.
Сейчас основная работа предприятия сосредоточена в сортопрокатном цехе. Здесь из специальных заготовок делают арматурный прокат гладкого и периодического профиля, а также катанку.
Как рассказал начальник сортопрокатного цеха ММЗ Василий Берковский, за январь прокатали 22 тысячи тонн проката и катанки, и арматуры: «Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы катать уголки. Задача поставлена по прокатке всей имеющейся заготовки. В марте месяце закончим, и в марте месяце планируется поступление лома. Новая заготовка, новая работа».
Ситуация с ломом действительно непростая. Более того, есть новые риски. Предприятие может столкнуться с существенным повышением пошлины на лом на Украине. Об этом на неделе говорили на внеочередном заседании Правительства. По поручению Президента рассматривался вопрос о возможностях оказания государством помощи ряду предприятий. В том числе и ММЗ. Для обеспечения стабильной работы предприятию нужны дополнительные инвестиции. Какую именно поддержку сможет оказать государство, вопрос еще обсуждается. Руководство завода и работники выражают осторожный оптимизм.
«Мы видим, что завод может работать. Мне очень близки стали люди, работники, с которыми мы работали и продолжаем работать. У каждого семья, дети. И, по моей оценке, не на большой рентабельности, но завод может работать», – отмечает генеральный директор ММЗ Талгат Байтазиев.