Административный центр село Мокра (образовано в 1881 г.) и прилегающие села Шевченко, Бессарабка, Запорожец насчитывают 787 дворов, в т.ч. в Мокре – 690. На территориии проживают 1365 человек, в том числе в Мокре – 1277 жителей. Детей и подростков – 164, трудоспособного возраста – 780 человек, 389 пенсионеров. Жители по национальности: молдаване – 777, украинцы – 521, русские -59 , другие национальности – 8. На территории создано 14 фермерских хозяйств и 18 крестьянских хозяйств. В селе Мокра работает русская общеобразовательная средняя школа , в которой учатся 88 детей. На территории функционируют Дом культуры, отделение Сбербанка, отделение связи, сельхозпредприятие “Рист”, фельдшерско-акушерский пункт, магазины. Имеются 70 водоисточников, в т.ч. 64 колодца. Общая площадь земель – 7 859 га, в т.ч. базовому хозяйству принадлежит 6 591 га пашни и 20 га пастбищ, работают 32 фермерских (крестьянских) хозяйства. На территории проложен водопровод протяженностью 5 км и газопровод – 9716 км, газифицировано 320 жилых дома.
Средняя школа с. Мокра
тел. (555) 6-63-24
директор: Вербецкий Валерий Васильевич
О00 «Рист»
тел. (555) 6-76-68, 6-63-95, факс (555) 6-76-69
директор: Парфентьев Олег Владимирович,
гл. бухгалтер: Антосяк Татьяна Михайловна
Вид деятельности: выращивание зерновых, технических культур, овощей и бобовых.
Садоводство.
Историческая справка
Старинное село растянулось по склонам глубокой балки, к которой подходят бескрайние поля. Даже в самые лютые морозы здесь из-под земли вырываются живые озерки родников и бегут темными жилками ручейки к шумливой, никогда не замерзающей речушке. Не пересыхают они и в жаркую погоду. Вот почему это долину называли Мокрой, а затем ее имя перенесли на село. Колхоз же назван так в честь знаменитого земляка, вожака крестьянского восстания 1905 года Федора Кононовича Антосяка. Мокра издавна славилась плодородными землями, но они не приносили радости и счастья бедным крестьянам. Село было зажато владениями помещиков Мицинских и Войтенко. Большие земельные участки принадлежали кучке кулаков. Основная масса крестьянства страдала от безземелья. Несмотря на отмену крепостного права, помещики, захватившие земли обманным путем, чувствовали себя властелинами и повелителями крестьян, маленькими царьками в здешних местах. Крестьяне жили не только в нищете, но и в темноте и в невежестве. Умеющих читать и считать можно было сосчитать по пальцам.
Отдав в аренду земли, помещики эксплуатировали крестьян старыми крепостническими методами, с помощью обработок т.к. большинство крестьян было безлошадными. Помещики с большой охотой давали крестьянам лошадей за «отработку», которая тянулась не один сезон и производила крестьян к разорению. Вследствие этого одни из них попадали в кабалу к помещикам и кулакам, другие бросали сове хозяйство и уходили в город Рыбница, нанимаясь на работу на сахарный завод, в поместье Гойлы, в с. Попенки. Рабочий день у помещика длился с утра до позднего вечера , а за это крестьяне получали в среднем 50-60 копеек в день. В наиболее жаркие дни работы, во время жатвы, некоторые крестьяне получали до 1 руб. 20 коп. Но большинство крестьян довольствовались 20-25 копеек в день. Широко применялся труд детей, который почти не оплачивался. Работа была очень тяжелой т.к. машин у помещика не было и крестьяне обрабатывали землю примитивными методами. Плуг и бороны были самыми распространенными орудиями труда, что служило причиной низкой урожайности. Голод был частым гостем в избах крестьян. Изделия кустарных предприятий крестьяне доставляли в село из Рыбницы.
В 1896 году в селе была открыта церковно-приходная школа, которая помещалась в крестьянской избе. Это была 3-классная школа, в которой обучалось до 30 детей кулаков и помещиков. Преподавание вел один учитель – Яков Михайлович Шостаковский.
До Октябрьской революции в селе имелась православная церковь, лавка, школа. Прихожан было 112 человек обоего пола. Из них было 2 семьи католиков и 2 семьи евреев. До 1810 года церковь в селе была деревянная. Новая, каменная была построена в 1830 году.
До революции больных лечили бабки-знахарки. К фельдшеру, жившему в г. Рыбница, нельзя было попасть с пустыми руками.
Свое свободное время, праздничные дни (Пасха, Рождество и др.), жители проводили в корчме, которой заведовал Русавский. Корчма была государственной. Это было единственное место «культурного» развлечения крестьян. Сельской лавкой заведовал Смолиевский П.В. Здесь было много промышленных и продовольственных товаров, но не крестьянам их было покупать! «Едва на хлеб хватало», – вспоминал Вербецкий В.А.
Неслыханная эксплуатация крестьян помещиками и кулаками привела к тому, что крестьяне с гневом и ненавистью выступали против них. Они жгли помещичьи и кулацкие усадьбы. Не только в Рыбницком районе, но и далеко за его пределами люди знают, что в период первой русской революции 1905-1907 годов село Мокра было одним из очагов борьбы молдавского крестьянства за землю, за волю, за лучшую долю. Нашему селу посвящены строки на страницах «Истории Молдавии», а о революционном выступлении здешних крестьян писала в 1905 году издавшаяся в Женеве под руководством В.И.Ленина нелегальная газета «Пролетарий».
Волна революций 1905 г. из России докатилась и сюда, в отдаленное молдавское село Мокра бывшего Балтского уезда. Крестьян волновали большие события. Им особенно не по душе был помещик Войтенко. Он отличался своей жестокостью, часто не платил батракам, выгонял за малейшее непослушание.
5 мая 1905 года жителей села потрясло новое злодеяние. Сын помещика Войтенко, Николай, ранил из ружья двух крестьян. Это произошло темной ночью. Крестьяне пасли лошадей на пастбище, граничащем с помещичьими угодьями. Устав после тяжелого трудового дня, пастухи уснули. Кони разбрелись, часть из них оказалась на земле помещика. В это время сын помещика производил обьезд владений. Заметив крестьянских лошадей, он приказал батракам загнать лошадей в барскую усадьбу. На отчаянные крики пастухов сбежались крестьяне. Обнаглевший помещик выстрелил в толпу и опасаясь расправы, скрылся в доме. Раздавались крики: «Вилами его, чтоб не издевался над нами!».
Село до самого утра не сомкнуло глаз. Едва рассвело, вновь стали сходиться все крестьяне, захватив с собой ко топор, кто дубинку. Впереди всех шел Федор Антосяк. Он вел крестьян к дому ненавистного помещика. Притупленное тяжелыми годами рабство проснулось в крестьянах чувство человеческого достоинства. Им казалось, что убив деспота, они уничтожат зло. На предложение выйти из дома паныч ответил выстрелами с чердака.
“Что с ним нянчиться? Подожжем дом, пусть горит живым”, – крикнул младший брат Федора Варфоломей. Через несколько минут дом был охвачен огнем. Паныч прыгнул с чердака во двор. Здесь настигнула его суровая рука народного мстителя. Федор Антосяк убил помещика сапой.
Весть о восстании в селе Мокра быстро дошло до Балты. К вечеру царские солдаты уже чинили расправу в селе. Многие были арестованы. Забрали братьев Антосяков – Федора и Варфоломея, Григория Гавриленко, Павла Антосяка и др.
В августе 1905 г. в Балте 14 человек предстало перед военно-полевым судом Киевского военного округа. Прокурор требовал смертной казни. Защитник оказался более «разумным». Он рассудил, что если расстрелять крестьян, то волнение с еще большей силой может всколыхнуть всю Молдавию. Суд решил заменить смертную казнь Ф. Антосяку пожизненной каторгой. Четырем крестьянам дали по 5 лет каторжных работ, остальных приговорили к пребыванию в арестантских ротах. После зачтения приговора заключенных заковали в кандалы. Путь предстсоял нелегкий – этапом от Балты в далекую Сибирь. Попав на каторгу Ф. Антосяк не сдался. Здесь он услышал о революции. Так прошло долгих 12 лет. Тысячи политических заключенных возвратились к жизни, вступили в борьбу за свои права.
Неисчислимые бедствия принесла крестьянам 1 мировая война. Повысились цены на продукты, на товары первой необходимости. У крестьян забирали хлеб и скот. Все мужчины были мобилизованы в армию. В селе начался голод. Хозяйство крестьян разорялось, а кулаки наживались.
Среди участников восстания был и Григорий Арефьевич Гавриленко. В начале 30-х годов он был один из организаторов колхоза.
Ленинские декреты «О мире», «О земле» принесли мокрянским крестьянам долгожданную землю и волю. Помещики и кулаки бежали. Их имения были конфискованы. Крестьяне получили помещичью землю и стали вольными хозяевами.
Трудящееся крестьянство села с большим энтузиазмом взялосьза восстановление сельского хозяйства, которое после гражданской войны было очень в тяжелом положении. С большим воодушевлением крестьяне с. Мокра встретили НЭП, обеспечивающую победу социалистических форм хозяйствования над капиталистическими и построение социализма в стране. Об этом можно узнать из воспоминаний тех, кто осуществлял в селе продналог и продразверстку: Перлей Федор Данилович, Коваль Ефим Григорьевич, Вербецкий Александр Федорович, который был председателем сельского ревкома. В селе растет трудовая и политическая активность крестьян. Большую работу среди крестьян в этот период проводили сельские Советы, в которые, в основном, были избраны крестьяне-бедняки: Антосяк Ф.К., Трояновский Е.А. , первым председателем сельского Совета был Храновский Январий Иванович.
Началось культурное строительство села. Открылась начальная школа с 4-летним сроком обучения. В селе организовались ликбезы. 12 октября 1924 года мокряне узнали об образовании МАССП. Ф.К. Антосяк был избран членом ЦИК МАССР.
В 1928 году в с. Мокра было создано 1 товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), куда вошли беднейшие крестьяне. В селе в то время было очень мало пахотных орудий, поэтому поля засевали почти вручную, а убирали серпами и косами.
Коллективизация была делом новым, сложным. Были допущены серьезные ошибки и искривления линии партии в колхозном строительстве. Крестьян силой заставляли вступать в колхозы. Всего на территории села Мокра было организовано 5 колхозов.
До Великой Отечественной войны в колхозе были построены: сельский клуб, стадион в бывшей помещичьей усадьбе, продовольственный и магазин промтоваров, школа, 10 ферм (птиц, КРС, свиноферма), пункт переработки молока. Доход колхозов им. Микояна и им. Котовского в 1940 г. составлял около 850 тыс. руб. каждый, а доход каждого из 3-х поселковых колхозов – не более 130-140 тыс.руб. Эти данные взяты из воспоминаний бывших бухгалтеров колхозов- Трояновского Е.А. и Гавриленко К.Я., т.к. архивы колхоза до 1956 г. сгорели. Повысилась зарплата колхозников на трудодень.
В 1941 году был выращен небывалый урожай. Возросло благосостояние колхозников. Изменился культурный облик села. Если раньше дома строили из глины, обмазывая ею хворост, то теперь дома строят из самана и камня. В домах появились патефоны, швейные машины, редко велосипеды и радиоприемники.
Но мирную жизнь прервала война, длившаяся 1418 дней и ночей. Не остались в стороне и наши односельчане. Более 240 человек, жителей с. Мокра, откликнулись на призыв «Вставай, страна огромная!» и пополнили ряды защитников Родины. 5 долгих лет сражались на разных фронтах наши односельчане. 113 сыновей не дождались матери домой. На полях сражений они остались вечно. 130, вернувшись в родное село, принялись за восстановление разрушенного хозяйства. И на полях колхоза они не хуже справлялись, чем на полях сражений. К боевым наградам прибавились ордена и медали за честный и доблестный труд.
На полях сражений прославились Насульчак Петр Никитович – кавалер Орденов Славы, Отечественной войны 1 степени, Диордица Василий Фокович, Чеснюк Г.Е., Юзефлвич И.В. и многие, многие другие. Узниками концлагерей Освенцима и Бухенвальда были Антосяк А.Г., Булашевский И.М.
В центре села, на территории школы защитникам села и погибшим односельчанам поставлен памятник, а на пьедестале высечены имена защитников села и односельчан, не вернувшихся войны.
В 1970 году в селе был открыт добротный Дом Культуры, при котором работали многочисленные кружки. В помещении ДК находится и сельская библиотека, и музыкальная школа.
В 1980 году было построено 2 админздания: правление колхоза и сельский Совет. В 1981 году был сдан в эксплуатацию типовой детский сад. В 1986 году силами колхоза построена пристройка к школе.