Почти 3 года фашистской оккупации. Более 8000 рыбничан, ушедших на фронт, 3 649 невернувшихся. В 1941 году на рыбницкую землю пришла война, немецко-румынские оккупанты решили установить здесь свои порядки. Но городу удалось вырваться из вражеских лап, а народ выстоял и пережил нелегкое испытание.
Годы страданий прервались 30 марта 1944 года, когда силы 2-го Украинского фронта освободили Рыбницу. Из поколения в поколение передается память о подвиге советского солдата, о том, как на наши земли вернулся мир.
В Рыбницком музее боевой славы хранятся бесценные воспоминания участника освобождения города, командира 122-го гвардейского стрелкового полка 41-й гвардейской стрелковой дивизии, Героя Советского Союза, гвардии полковника Николая Ивановича Климова.
Николай Иванович родился 19 мая 1904 года в деревне Землянки Петровского уезда Саратовской губернии. Когда началась Великая Отечественная война, он только окончил второй курс военной академии имени М. В. Фрунзе и сразу же попал на фронт. В 122-й гвардейский стрелковый полк был назначен командиром в 1944 году. Двумя неделями позже началась Корсунь-Шевченковская операция, в которой Николай Иванович и его полк принимали активное участие.
«В его воспоминаниях указано, что после победоносного завершения битвы еще много освобождено было населенных пунктов, в том числе Рыбница», – рассказала главный хранитель музейных фондов Рыбницкого музея боевой славы Наталья Колесник.
Николай Климов в подробностях описал, как происходило продвижение Советской Армии к городу: «Отступление противника все больше превращалось в организованное бегство, он стал чрезвычайно чувствителен к своим флангам. Чуть только наметится угроза охвата, противник немедленно применяет меры отступления, прикрываясь бронированным заслоном, танками, самоходными орудиями и бронетранспортерами, отводит войска на более выгодный рубеж».
История показывает, что одно из самых главных стратегических действий, которое необходимо предпринимать любой армии, – укоренение в мыслях и сердце каждого солдата стойкого боевого духа, веры в безоговорочную победу. Николай Климов рассказал о том, что именно этого гитлеровцам не хватало: «Нами была получена информация из армейского штаба о том, что положение противника гибельное, потерян боевой дух, фашисты не верят в победу над русскими войсками. Стало очевидно, что они обмануты гитлеровской кликой».
С таким настроем остается только бежать. Но просто уйти было бы слишком «человечно» для тех, кто на протяжении трех лет доказывал полное отсутствие этого качества. Всю ночь на 30 марта оккупанты занимались полным уничтожением Рыбницы, взрывали боеприпасы, эшелоны, мост через Днестр. Но советские войска не позволили им стереть с лица земли маленький город. Противодействие оказывали подпольщики, а в 6 часов утра им на помощь пришла армия освободителей.
«Боевые действия ожесточились при подходе к Рыбнице. Фашистские войска, отступая, принимали меры более организованной переправы через Днестр. Упорное сопротивление противника, распутица, усталость наших войск – все это сильно влияло на темп наступления.
Освободив населенный пункт Ержово, нашей 41-й гвардейской стрелковой дивизии была поставлена боевая задача – овладеть восточной окраиной Рыбницы, в дальнейшем частью сил наступать на юг до с. Журы – включительно. Над ее выполнением мы бились двое суток. При содействии 5-й и 7-й гвардейских воздушно-десантных дивизий город Рыбница был освобожден», – рассказывает Николай Иванович.
Сохранились воспоминания его однополчанина, командира батареи 76 мм орудий полковой артиллерии Анатолия Фомина, где есть такие строки: «В конце марта 1944 года подошли вплотную к Рыбнице. Разведка установила, что в городе немецкий заслон с несколькими патрульными танками.
Совместно с командиром, гвардии полковником Н. Климовым дали приказ, дабы сохранить город от разрушений, до особого распоряжения артиллерийской подготовки по нему не производить. Поступил приказ с востока блокировать Рыбницу и выйти на южную окраину. Маневр удался. Рыбницу освободили с наименьшими разрушениями и потерями».
В освобожденном городе быстро была сформирована команда из около 400 человек для пополнения 122-го стрелкового полка. Войска немедленно начали работы по разминированию, приведению в порядок улиц, площадей, расчистку проездных путей, сбор всякого имущества.
После освобождения, всего за 48 дней, был восстановлен железнодорожный мост, по нему пустили первый поезд и тяжелую технику на г. Оргеев. Дальше – Ясско-Кишиневская операция, освобождение стран Европы, и в заключение – поход на Берлин.
«В 70-е годы наш музей вел с участниками освобождения переписку. Николай Иванович прислал нам целую тетрадь воспоминаний», – отметила Наталья Колесник.
Николай Иванович Климов проявил героизм, мужество и доблесть в Курской битве, в освобождении Украинской и Молдавской ССР, Румынии, Венгрии, Австрии. За многочисленные заслуги был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова III степени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, рядом медалей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.