Телевидение Румынии: Здравствуйте, Евгений Васильевич! Вы, ссылаясь на результаты референдума 2006 года, запустили механизм гармонизации внутреннего законодательства к российскому. Вы не собираетесь организовать другой референдум? Поскольку в последнее время в таких референдумах на постсоветском пространстве, которые идут в сторону России, появился новый атрибут – «зеленые человечки». Не будут ли такие силы и на территории Приднестровья, тем более что в последнее время такие масштабные военные учения проходили на территории Приднестровья, которые вызывали большую озабоченность со стороны Кишинева и Европы? Спасибо.
Евгений Шевчук: Спасибо за вопрос. Раз есть необходимость поддержания мира военными инструментами, в том числе миротворческой операцией, если есть военные, то любые военные, где бы они не находились, в какой стране, нуждаются в том, чтобы тренироваться для того, чтобы эффективно исполнять свою основную функцию, для которой они предназначены, в частности, в регионе, – поддержание миротворческой операции. Есть российские войска, есть миротворческая операция, небольшая оперативная группа войск. У нее есть конкретные задачи: и обеспечение миротворческой операции, и обеспечение, как известно, охраны имеющихся складов боеприпасов на территории Приднестровья.
Наличие подразделений военных предопределяет необходимость им тренироваться, готовиться. И это нормально, это происходит во всех странах. Армия без подготовки, без тренировки – это не армия.
Насколько мне известно, основные учения направлены на то, чтобы противодействовать экстремизму и террористическим актам, защищать инженерную инфраструктуру в первую очередь от этих агрессивных проявлений. Мы видим, что происходит даже в Европейских странах, когда мирные города охватывает пламя терроризма. И такие развитые страны вынуждены привлекать не только полицию, но и армию для того, чтобы бороться с этими негативными проявлениями – когда люди, ни в чем не повинные, просто гибнут. Поэтому идет подготовка правоохранительных органов, армейских подразделений для того, чтобы защититься от таких негативных проявлений.
Хочу особо подчеркнуть, что учения представителей оперативной группы войск, приднестровской армии направлены, в первую очередь, на реализацию оборонительной доктрины, на защиту граждан, проживающих в Приднестровье, от различного рода экстремистов, которые могут, условно говоря, делать то, что они, к сожалению, делают, когда люди гибнут.
Никаких планов по нападению на наших соседей, как иногда пишут в СМИ, то ли на Украину, то ли на Молдавию, у нас нет. Это недостоверная информация. И соответствующая военная подготовка будет проходить до тех пор, пока не будут приняты политические решения, которые обеспечат безопасность для Приднестровья в долгосрочной перспективе.
Что касается нового референдума. Я не понял взаимосвязи референдума с «зелеными человечками», как Вы говорите. Но хочу отметить: Крым есть Крым, там есть своя специфика, а я говорю о Приднестровье. Хочу отметить, что действительно в 2006 году состоялся референдум, на котором жители Приднестровья поддержали курс на независимость и последующее воссоединение с Российской Федерацией. В рамках этого контекста и агитационной кампании был использован и лозунг, и принятое государством впоследствии решение на гармонизацию законодательства с Российской Федерацией. И это не прихоть какого-то конкретно приднестровского должностного лица – это желание нашего народа.
Более того, под эту необходимость нас подводят и потребности экономики. В целом, приднестровское законодательство отличается в ряде существенных отраслей от законодательства Российской Федерации, Европейского Союза и так далее. Как я полагаю, если мы собираемся развивать экономические отношения со всеми нашими соседями – и на востоке, и на западе, если мы настраиваемся на расширение наших евразийских экономических связей, то, к примеру, налоговая система должна в базовых своих элементах соответствовать или максимально быть схожей с традиционными рынками сырья и товаров для того, чтобы быть понятной инвесторам. У нас налоговая система, например, отличается радикально от российского налогового законодательства, европейского налогового законодательства. Это одна из проблем.
Вторая проблема – в том, что у нас отсутствует должное количество научно-исследовательских институтов, которые, например, могут самостоятельно вырабатывать какие-то очень эффективные и качественные законы. Поэтому, наверное, проще использовать опыт России, где есть соответствующее научное сообщество, позволяющее вырабатывать качественные законодательные акты.
И третье. Курс стратегически заявлен народом на независимость с последующим воссоединением с Россией. И в рамках данного курса необходимо, чтобы это пространство было понятно для инвесторов, в первую очередь российских. А схожесть с российским законодательством создаст, на мой взгляд, благоприятную для этого почву.
Что касается еще какого-либо референдума, как Вы там спрашиваете. Насколько мне известно, он не планируется: у нас итак проходило довольно-таки значительное количество референдумов. Хочу отметить, что в регионе мы являемся страной, которая провела семь референдумов. И по основным вопросам своей судьбы и внешнеполитического вектора мы всегда консультируемся с приднестровским народом.
Издательский дом «Комсомольская правда»: Евгений Васильевич, скажите, что значит Указ «О реализации итогов референдумов 2006 года»? Это иллюстрация пророссийского курса, как Вы сказали, или российское законодательство взято за основу как наиболее соответствующее экономическим реалиям? Вопрос гармонизации законодательства Приднестровья с российским давно стоял на повестке дня. Почему возникла необходимость подготовить специальный указ? Спасибо.
Евгений Шевчук: В этом году мы отмечали уже десятилетие проведения референдума и, как каждое государство, подводим определенные итоги, ставим новые задачи. С учетом того, что у нас внутри Приднестровья есть некое замедление в процессе гармонизации – к примеру, не принимается целая группа законов, которая, на мой взгляд, при гармонизации могла бы дать серьезный позитивный эффект для развития Приднестровья, создания определенных предпосылок для привлечения инвестиций, нужно придавать дополнительные импульсы для ускорения этой работы, повышения ее эффективности.
Указ был направлен на повышение эффективности работы всех органов государственной власти в целях выполнения воли народа.
ИА «Новости – Армения»: За последний год было много случаев, попыток блокады, нарушения тех договоренностей, которые есть в Приднестровье. Мне интересно: Приднестровье, насколько я знаю, несколько раз поднимало вопрос перед западными партнерами о том, что действия молдавской стороны нарушают эти договоренности. Какая реакция? Есть ли какие-то уже реакции со стороны западных партнеров на все это?
Евгений Шевчук: Спасибо за вопрос. Действительно, мы отмечаем, что практически каждый год идет такое, будем говорить так, наступление на экономические возможности Приднестровья. Вот недавние факты. К примеру, в одностороннем порядке были предприняты действия, осложняющие перемещение наших грузов, товаров, в частности по железной дороге. И это подрывает наши экономические возможности, наносит прямой экономический ущерб нашим экономическим субъектам. Мы вынуждены были поднять этот вопрос на самый высокий уровень, обратиться даже к спецпредставителю председательствующего в ОБСЕ для того, чтобы инициировать дискуссию по этой проблеме, когда, на наш взгляд, нарушается основополагающий принцип выработки доверия. А нарушается он тем, что подрываются эти площадки путем односторонних действий, направленных на ухудшение положения твоего партнера. Такая система односторонних действий практически, на мой взгляд, заводит переговоры в тупик.
К сожалению, мы не получили ясной внятной реакции наших западных партнеров на такие односторонние действия. С одной стороны, нас призывают к открытому диалогу за столом переговоров, с другой стороны, фактически с молчаливого согласия позволяют опять блокировать экономику Приднестровья. А это, в свою очередь, содействует развитию бедности в Приднестровье. И этот негатив нарастает.
Граждане Приднестровья начинают задавать вопрос: зачем вести переговоры, если нас постоянно, условно говоря, «душат» новыми условиями, навязываемыми извне?
Вот такое промедление или такая, на мой взгляд, даже пассивная позиция, когда нет реакции участников переговорного процесса, заставляет задуматься о том: каковы же реальные цели всех участников переговорного формата. Мы очень надеемся, что в рамках взаимодействия с немецким председательством нам удастся все же достичь внятной, четкой позиции, осуждающей любую из сторон, которая своими односторонними действиями подрывает площадку доверия и ухудшает жизнь простых граждан.
Модератор: Спасибо большое. У нас появился еще вопрос.
Газета «Эль Паис» (Испания): У меня пара конкретных вопросов по экономике. Как влияют трудности России – Россия сокращает бюджет, 10% в прошлом году и будет еще – на помощь, которую Россия вам дает. И какая ситуация на «Тиротексе» и «Квинте»? Эти предприятия являются одними из самых крупных в Приднестровье.
Евгений Шевчук: «Квинт», слава Богу, свой жидкий продукт пока еще производит. Конечно, мы отмечаем, как я и говорил, последствия общерегионального ухудшения экономической ситуации. Если из-за санкционных условий Европейского союза против Российской Федерации падает спрос в России, допустим, на продукцию Приднестровья, то мы видим, что приднестровские предприятия не могут реализовать тот объем продукции, который они ранее реализовывали. Естественно, падает экспорт в Россию и наши доходы. И в Приднестровье падают объемы производства на этих предприятиях.
Предприятия вынуждены сокращать объемы производства, налоговые отчисления в наш местный бюджет, сокращать где-то и зарплату и так далее. Это все настолько взаимосвязано, что мы на себе это непосредственно ощущаем, на своем бюджете. У нас бюджет стал более дефицитным, мы видим больше проблем в бюджете.
По «Тиротексу», о котором Вы задали вопрос. Но это проблема не только «Тиротекса» – это проблема и других крупных предприятий, например, Молдавского металлургического завода на севере Приднестровья. Если «Тиротекс» ранее традиционно торговал с Украиной, значительная часть продукции шла на Украину, то сейчас из-за падения спроса, девальвации на Украине не может выйти на эти объемы производства. И последствия серьезные.
Например, недавно принято решение Украиной о введении дополнительной экспортной пошлины на сырье – металлолом – для металлургического завода. И это всерьез становится дороже для металлургического завода. Опять экономические проблемы внешнего характера воздействуют на наши крупнейшие предприятия.
Эти факторы нестабильности в экономике Украины, Молдавии – напомню, там была серьезная девальвация валют, девальвация произошла и в Российской Федерации, а это наши традиционные рынки – фактически создали серьезные предпосылки для ухудшения экономических показателей в Приднестровье. Это беспокоит приднестровцев. А еще на эту оригинальную ситуацию накладывается, будем говорить так, замедление инструментов в переговорном процессе, которые могли бы разрешать эти проблемы.
Модератор: Спасибо большое. Коллеги, появился еще вопрос. Давайте дадим слово нашим представителям прессы.
Телекомпания «NHK» (Япония): Евгений Васильевич, добрый день! Я хотел бы попросить Вас уточнить Ваш предыдущий ответ о референдуме, который проводился в ПМР в 2006 году. Все-таки вопрос о возможном присоединении к России на какой стадии сейчас находится? И реализуется ли мечта приднестровцев – быть вместе с Россией? И в какой форме и когда, как Вы думаете, вообще это может реализоваться?
Евгений Шевчук: Решение этого вопроса находится в политической плоскости, в плоскости принятия соответствующего политического решения компетентными органами. Мы – приднестровцы – для себя это решение приняли на референдуме. Оно очевидно, прозрачно, открыто. И итоги этого референдума, как вы знаете, рассматривались на Государственной Думе, и даже было принято соответствующее заявление о том, что процедуры были прозрачными, люди добровольно участвовали в референдуме.
Мы понимаем, что это движение, может быть, взаимно, потому что есть общерегиональная ситуация, и в этой части Приднестровье стремится к сближению. Но это зависит, в том числе, и от возможности самой Российской Федерации. И мы учитываем и эти особенности, в том числе.
Модератор: Спасибо. Прошу Вас завершающий вопрос пресс-конференции.
Радио Румынии: Скажите, пожалуйста: Вы сказали, что приедет группа или будет создана группа экспертов по итогам Ваших переговоров с господином Рогозиным. Что Вы, собственно говоря, ожидаете от этих экспертов? Вы получили обещание финансовой помощи? Будут какие-то специальные программы? Или это все будет вот в таком плане? Речь идет о финансовой помощи, учитывая вашу серьезность экономического положения? Или речь идет о каких-то более абстрактных вещах, таких как какие-то программы по реструктуризации экономики и так далее?
Евгений Шевчук: Во-первых, хочу сказать, что ни в одной академии мира не обучают управлению экономикой в непризнанном государстве. Как я говорил в первой части, у нас есть очень серьезные внешние особенности, влияющие на Приднестровье. И здесь нужно искать с профессионалами какие-то нетрадиционные методы, как минимизировать негативные последствия. Это самое важное.
Когда речь идет о профессионалах, это те люди, которые, зная базовые принципы, ознакомившись с ситуацией в регионе, могут дать соответствующие рекомендации. Мы надеемся, что эти рекомендации будут организационно-управленческого характера. Направлены не только на какие-то тактические меры, но и на создание предпосылок для стратегического развития приднестровской экономики.
В рамках этих мер, возможно, будут и рекомендации по изысканию дополнительных средств для тех или иных секторов экономики и так далее, но это должны решать профессионалы. Мы очень надеемся, что мы вскоре получим такие рекомендации.
Радио Румынии: Вы получили обещание о дополнительной финансовой помощи?
Евгений Шевчук: Российская Федерация и сейчас оказывает соответствующую помощь Приднестровью, она транспарентна, прозрачна. На территории Приднестровья завершается реализация значимого социального проекта под эгидой АНО «Евразийская интеграция», в рамках которого строятся детские сады, школы, объекты здравоохранения. Усилия предпринимаются на формирование среды обитания для граждан России и всех приднестровцев в Приднестровье. Это очень важная и существенная помощь, потому что таких вложений в инфраструктуру, в первую очередь социальную, не было за всю историю Приднестровской Молдавской Республики.
Сейчас продолжается поддержка наших уважаемых ветеранов, пенсионеров. И на это направлена часть российской помощи.
Как известно, мы уже придали огласке то, что начинается первая стадия проекта по мелиорации на территории Приднестровья. Аграрный сектор является серьезным, на наш взгляд, экономическим потенциалом для Приднестровья. В случае реализации этого проекта, мы должны получить очень серьезные экономические выгоды и для граждан, и для бюджета ПМР.
Все остальное будет в руках экспертов. Приднестровские органы власти заинтересованы в прямых коммуникациях и в поисках инструментов, как сейчас оперативно минимизировать негативные воздействия внешних факторов.
Модератор: Спасибо большое. Уважаемый Евгений Васильевич, остается поблагодарить Вас за уделенное время. Будем рады видеть Вас на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня». Всего доброго! До свидания.
Евгений Шевчук: Спасибо всем.