Трудовой коллектив ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» считает своим долгом выразить собственную позицию в отношении происходящего в республике, вносимой в общество разобщенности и различного рода «выпадов» в адрес нашего предприятия и нашего коллектива, обвинений от депутатов партии «Обновление» и через телеканал «ТСВ» то в причастности к «серым схемам» и «играми с ценой на российский природный газ», то «не дошедших до бюджета денег» и «подающих признаки банкротства»…и во многих других, так называемых нарушениях и грехах. Причем без какого-либо намерения участвовать в устроенных на достаточно высоком уровне «соревнованиях на патриотичность», преследующих, на наш взгляд, исключительно политические цели в преддверии важного события Республики, но отнюдь не заботу о населении, о настоящем и будущем Приднестровья.
Газовики были в числе первых, кто поддержал создание Приднестровской Молдавской Республики, прекратив даже поставки газа в Республику Молдова в знак протеста против её вооруженной агрессии. Газовики не допустили необратимых техногенных последствий в роковом для республики 92-м, когда обеспечивать круглосуточную работу приходилось под обстрелами. Наше предприятие, ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», – одно из немногих, которое не только не растеряло свой потенциал за 26 лет существования республики, но и существенно его нарастило. Мы достойно выполняем свою главную миссию – осуществляем бесперебойные поставки природного газа потребителям Приднестровья и выполняем обязательства перед Россией по транзиту природного газа на Балканы и в Турцию.
И сегодня мы, газовики, заявляем, что мы не позволим порочить свою честь и свои достижения.
Нас, работников ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» – почти 1500 человек.
«Виновны» по определениям депутатов «конституционного большинства» только лишь потому, что на волне создаваемого общественного возмущения проще достигать поставленных целей?
Правда одна: согласно актам проверок Счетной палаты ПМР нарушений законодательства со стороны ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» не выявлено, как и не выявлено и проверками других уполномоченных органов.
Мы пережили тяжелые 90-е. ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» сегодня – это предприятие, созданное исключительно созидательным трудом коллектива, сумевшим подняться и обеспечить свою устойчивость.
За счет ряда реализованных проектов в различных сферах, мы научились зарабатывать собственные средства, часть из которых вынуждены были направлять также на поддержание системы газоснабжения в безаварийном состоянии. Ведь приходилось работать в условиях отсутствия расчетов государства за поставленные бюджетной сфере энергоресурсы и предоставленные льготы, накопивших долги в сумме, превышающей 2,5 млрд. рублей. И в этой сумме долг перед предприятием за выполненную транспортировку и поставку газа. Получаемых же от потребителей и собственных средств хватало только на замену изоляции на имеющихся газопроводах. Ни о каком развитии, техперевооружении, инвестициях в оборудование и замену газопроводов речи быть не могло. И это положение действовало на протяжении 12-ти лет, начиная с 1997 года.
Полагаем уместным сказать о том, что с 1 марта 2015 года тариф на поставку природного газа населению республики снижен и удерживается на этом уровне за счет снижения стоимости услуг ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», то есть также за счет собственных средств предприятия. Таким образом, за этот период предприятием оказана поддержка населению Приднестровья на сумму, превышающую 11 млн. рублей. Такая же поддержка сохраняется и на 2017 год.
А ведь подобных реализованных нами проектов нет у газовиков соседних государств, им вполне достаточно средств, предусмотренных в тарифах, причем далеко не социально направленных.
У нас всегда было понимание того, что ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» – предприятие, учредителем которого является государство, а, значит, априори нацеленное на интересы народа Приднестровья. При этом необходимо отметить, что развивались мы без каких-либо дополнительных преференций со стороны государства, используя в качестве источников инвестиций заработанные собственные средства и привлекаемые кредитные ресурсы.
Ежегодно законом о республиканском бюджете предусматривается недополучение энергетическими организациями оплаты за выполненные в полном объеме поставки энергоресурсов бюджетным организациям, а также предоставленные в полном объеме льготы, установленные государством. Это равнозначно тому, чтобы обязать, например, «Тиротекс» или «Квинт» отдать значительную часть своей продукции, зная, что за нее никто и никогда не рассчитается, а оформят как внутренний долг, то есть «подарить».
Кроме того, предлагается изменить принцип возврата средств за оказанные услуги энергетическим предприятиям (сенсационные 600 млн. рублей), начиная с 2012 года. Необходимо отметить, что данный принцип действовал с 2009 года. Возникает вопрос, почему такой избирательный подход?
Более того, предлагается вернуть эти деньги, которые фактически вложены в развитие энергетической инфраструктуры нашего государства. Превратить эти вложения в реальные деньги можно только путем продажи основных средств. Не эту ли цель преследуют депутаты?
К сожалению, те, кто принимает подобного рода решения, не несут никакой ответственности за последствия этих решений. Бесспорно, изыскивать источники пополнения бюджета и покрытия дефицита необходимо. Вопрос в том, – какой ценой? Энергетической безопасностью нашего Государства? Возможностью срыва выполнения обязательств по транзиту газа перед Россией?
А ведь наделение народных избранников высокими полномочиями и личной неприкосновенностью должны компенсироваться, причем вдвойне, ответственными и взвешенными решениями. Ответственными и перед гражданами, и перед производителями, и по обязательствам государства.
Часто звучат заявления, что Россия даёт газ для Приднестровья бесплатно. Со всей ответственностью заявляем, что газ не бесплатный! А постоянно нарастающий долг превысил 5 млрд. долларов. В этом долге: порядка 40 % – неоплата собираемых с потребителей средств, которые направляются на выплаты пенсий, пособий и зарплат бюджетникам, и более 60% – существенное снижение тарифов, в том числе для частного бизнеса. Весь этот долг числится в задолженности «Тираспольтрансгаза» перед генеральным поставщиком – «Газпром» по контракту с «Молдовагаз». Если сравнить сегодняшнюю цену газовой составляющей, эквивалентную 14,7 долл. в тарифе для ООО «Тиротекс-Энерго», обеспечивающего энергией предприятие холдинга «Шериф», то она на уровне 8% от закупочной цены. Не эти ли деньги не доходят до газового спецсчёта? А ведь они могли бы быть направлены на поддержку пенсионеров и бюджетников. Где же социальная ответственность этого бизнеса и их представителей в Верховном Совете?
Единственной формой расчетов за поставленный в Приднестровье природный газ в последние 8 лет является только зачёт за выполненный ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» транзит российского газа. Ни много и не мало – порядка 25 млн. долл. в год. Возмещается же нам государством для выполнения этих работ в 5 раз меньше.
Нас возмущает втягивание нашего предприятия в грязный предвыборный процесс. Как показывают развивающиеся события, отнюдь не в целях улучшения экономической ситуации в республике.
Узаконенные неплатежи государства перед поставщиками энергоресурсов для бюджетной сферы, чего по всем законам экономики и принципам устройства государства, в нормальном цивилизованном обществе и быть не может, уже стали одной из особенностей приднестровского законодательства. И в этих условиях неоплаченных долгов государства, которые вряд ли когда будут возвращены, внесены нормы, обязывающие предприятия энергетики создавать резервы на суммы этих долгов. Не для того ли, чтоб потом заявлять о «подающих признаки банкротства госпредприятиях»? Ведь налицо искусственно созданный, только на бумаге, отрицательный показатель деятельности. Были ли введенные нормы недальновидными, не учитывающими особенности нашей бюджетной системы? Или всё же со стороны автора реформ – методическим и целенаправленным процессом разрушения энергетических предприятий, подготовкой к очередному переделу собственности?
Укоряют нас за якобы высокую заработную плату работникам. Но никто при этом не учитывает, что у наших людей, работающих со взрывоопасным веществом и в опасных условиях высоких давлений, по стандартам должна быть и обеспечивается высокая квалификация. Никто не учитывает, что утверждаемый государством тариф не предусматривает никаких поощрений персоналу, и что доплата зарабатывается предприятием от осуществления десяти других видов деятельности, не связанных с поставками потребителям природного газа. Кому необходимо дополнительно сообщить, что уровень социальных пакетов газовиков соседних государств превышает наш и что завтра без достойной зарплаты квалифицированных работников нам просто будет не найти?
Уже сегодня принятые решения депутатского корпуса, в том числе фактический отказ от оплаты поставляемых энергоресурсов бюджетной сфере и от возмещения предоставляемых льгот, вынуждает снижать социальный пакет работников предприятия. Последствия данных мер могут стать для отрасли необратимыми. Справедливо ли решение проблем бюджета за счет простых работников?
Отдельно надо указать, что заработная плата наших работников официальная, со всеми уплаченными налогами, без каких либо конвертов, как это часто практикуется в частном бизнесе. Так кто сегодня в большей мере поддерживает пенсионеров? И кто выиграет от вынужденного снижения заработных плат нашим работникам?
Нас упрекают в благотворительности. Да, мы помогали, помогаем и, надеемся, будем помогать тем, кто действительно нуждается в нашей помощи: людям, попавшим в беду, сложные жизненные обстоятельства, пенсионерам, детям. Потому, что считаем это нашей социальной и гражданской обязанностью. Помогаем своим трудом и своими собственными ресурсами. Критикуя же за приобретение «мерседесов для органов власти», почему при этом умалчивают, что речь идет об одном микроавтобусе для встреч делегаций, приобретение которого, как и остальные вопросы материально-технического оснащения, не были предусмотрены Верховным Советом ПМР при формировании института Правительства ПМР? Почему при этом умалчивается, каким образом эти же вопросы решаются у равноправных по Конституции законодателей?
Нас возмущает вносимая в гражданское общество разобщенность. Народ Приднестровья всегда отличала особая сплоченность, позволившая Республике отстоять своё право на самоопределение, преодолеть все невзгоды и преобразования, жить сегодня и строить будущее. Абсолютная власть олигархата – та ли это цель?
Немногие знают, что один из эффективных наших проектов – сеть АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций), созданная за счет средств предприятия, приватизирована по гос.программе приватизации крупнейшим холдингом. Сегодня она продолжает приносить дивиденды. Но кому? Холдингу «Шериф». Коллектив ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» при этом не получил ни копейки.
В 2015 году мы построили современный тепличный комплекс по выращиванию томата – создали новое производство, нацеленное на импортозамещение, а значит сохранение части валюты в республике. Мы сделали всё, чтоб наш продукт был качественным и доступным для конечного потребителя – жителей Республики. Тому подтверждение: 14,90 рублей в новогодние праздники в магазине «Фуршет» против 28 рублей на турецкий томат в сети «Шериф». Наше же обращение в эту сеть было проигнорировано. И даже в то время, когда в стране уже были проблемы с валютой, шла бойкая торговля турецким скоропортом….
Так кто ставит максимизацию прибыли выше интересов народа и государства? Это ли забота о населении? Как это сопоставляется с провозглашенной законодателями поддержкой отечественных товаропроизводителей? Или всё же выстроенная тактика взаимодействия с производителями – это очередной шаг к колонизации предпринимательства? Следующим будет гражданское общество?
Хочется надеяться, что до этого дело не дойдет.
Может, хватит навешивать «ярлыки», делить общество на «воров» и «честных»?
Трудовой коллектив ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» выражает надежду на конструктивное взаимодействие с исполнительной и законодательной властью и гражданским обществом.
С уважением,
Трудовой коллектив ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье»
Принято на профсоюзных собраниях трудового коллектива ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье»