В этом году исполняется 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Всё дальше уходят от нас события тех грозных лет. Уходят, но не умирают в нашей памяти. В Рыбницком музее Боевой славы бережно хранят память о героизме, о подвиге и мужестве советского народа, ковавшего в годы Великой Отечественной войны Победу на фронтах сражений и в тылу. Большая ценность музея Боевой славы – экспонаты времён Великой Отечественной. В фонде музея – порядка 7 тыс. экспонатов, рассказывающих о военном лихолетье.
В музее хранится уникальный экспонат – механическая печатная машинка «Olympia Progress», которая была произведена в Германии в 1940 году. Но её уникальность не только в этом. В марте 1944 г. машинку использовали советские разведчики штаба II Украинского фронта – Козлова (Захарова) Надежда Герасимовна и Рыбак Максим Ефимович, которые были заброшены на самолёте в оккупированный немецко-румынскими захватчиками Рыбницкий район для сбора разведданных. Данная машинка долгие годы хранилась в семье подпольщика Грищенко Степана, а в 2017 году была передана в музей Боевой славы его дочерью Грищенко Людмилой.
Не могла Надежда Козлова остаться безучастной к беде, что нависла страшной угрозой над нашей общей Родиной и её народом. Решила пойти добровольцем на фронт и поступила в школу радистов. В мае 1943 года она была уже в рядах Красной Армии, а в марте 1944 года вместе со старшим группы Рыбаком Максимом была заброшена в г. Рыбницу с целью сбора разведданных о численности войск противника, месте их сосредоточения. Так как Максим Рыбак был местным (родился в с. Бутучаны Рыбницкого района), он владел молдавским языком. Здесь разведчики установили связь с местными подпольщиками. Пережить пришлось многое. Ведь уже наступил 1944 г., когда советские войска изгоняли фашистов со своей территории, а те особенно зверствовали, предчувствуя скорую свою кончину.
Из воспоминаний Козловой Н.Г.: «… Принять нас должна была воронковская земля. Но приземлились мы совсем в другом месте, в лесу. Завернув в село, узнали, что находимся в Красных Окнах Украинской ССР. Добираться в село Запорожец было очень трудно. Солдатские сапоги пришлось сразу же закопать. Туфли оказались мне тесны, пришлось их снять и в носках, таясь от оккупантов, пройти весь путь, километров 40. Когда прибыли в с. Запорожец, оказалось, что у меня обморожены ноги. Семья Максима, рискуя жизнью, укрыла нас. Вылечил меня врач Климент Василенко.
В сборе сведений нам помогали члены патриотической группы, которая действовала в Рыбнице, – А. Балан, старый коммунист Рыбалко, комсомолец Диревич. Эти сведения мы обязаны были проверять…
Все новые и новые сведения от «Рыжика» и «Путейца» – это были наши агентурные клички – поступали в штаб фронта. Но обстановка осложнялась. Под ударами Красной Армии фашисты отступали. Оккупанты стремились вывезти награбленное, спасти свои шкуры. Мы получили приказ отойти за Днестр. К переправе было уже всё готово, но в город вошли советские войска и мы с Максимом получили новое задание».
Оккупанты старались дезинформировать народ о событиях на полях сражений, поэтому одной из главных задач подпольщиков был приём сообщений Совинформбюро и доведение их до населения.
Печатная машинка, хранящаяся в музее, «помнит» прикосновение рук Надежды Козловой, Максима Рыбака, Степана Грищенко… При помощи машинки или же вручную подпольщики печатали достоверные новости с фронтов и распространяли листовки среди населения.
Это было крайне важно, так как правдивая информация об освобождении населённых пунктов, районов поднимала боевой дух местного населения и усиливала решимость и волю продолжать сопротивление захватчикам.
В итоге оперативная работа советских разведчиков помогла скорейшему приближению воинов-освободителей к Рыбницкому району.
Печатная машинка в рабочем состоянии. Вглядываясь в этот экспонат можно почувствовать, как от него веет духом того героического и трагического времени. Он хранит память о тех великих событиях, о людях, внесших свой вклад в Победу.
Наталья Колесник, главный хранитель музейных фондов
Рыбницкого музея Боевой славы